Кузнечный инструмент и оборудование

Оборудование мастерских художественной ковки и слесарного искусства в основном не отличается от оборудования обычной кузницы или слесарной мастерской. Основными устройствами здесь являются горн и наковальня.

К горну (рис.1) должен быть доступ с трех сторон, что необходимо особенно при изготовлении крупных изделий, при их укладке и выносе после нагрева. Это основное кузнечное устройство должно быть оборудовано хорошей вытяжкой. Очень удобен для этой цели вспомогательный дымосос для отсоса продуктов горения. При разведении огня, особенно в летние месяцы, следует достаточно долго, дольше чем в обычной дымовой трубе, поддерживать так называемую тягу для того, чтобы мастерская не была задымлена. Для этих случаев необходим вспомогательный вентилятор.

Наковальня — второе основное устройство мастерской художественной ковки — должна быть хорошо закреплена либо на жестком чурбане либо на деревянной подушке, установленной в железной бочке, заполненной песком или глиной (рис.2). Основание в обоих случаях должно быть заглублено в землю, чтобы накональня при ударах не шаталась. Для укрепления наковальни на подушке достаточен снизу центральный шип, так как наковальня может лишь за счет силы тяжести прочно сидеть на подушке. Для глушения шума можно между наковальней и подушкой уложить прокладку из твердой резины толщиной приблизительно 1 см. Если же наковальня под молотом «прыгает», то это значит, что поверхность подушки неровная и ее следует выровнять. 

Рис.1. Кузнечный горн. Рис.2. Схема установки наковальни. Кузнечные клещи
Рис.1. Кузнечный горн.  Рис.2. Схема установки наковальни.  Рис.3. Кузнечные клещи для нагретого металла круглыми губками
Рис.4. Кузнечные клещи для нагретого металла с прямоугольными губками.
Рис.5. Кузнечные клещи «волчья пасть»
Рис.6. Кузнечные клещи для нагретого металла плоские 

Третьей основной составляющей кузнечной оснастки является ручник массой 1—2,5 кг в зависимости от физических данных кузнеца. Рукоятка ручника должна иметь длину более 35 см. Для более крупных работ предназначена кувалда подручного (молотобой массой 3—10 кг с рукоятью длиной 60—80 см в зависимости от массы кувалды. Во время работы кувалду держат двумя руками. Траектория, которую описывает при ковке ручка или кувалда, должна быть не прямой, а скругленной. Для держания нагретого материала служат клещи. Основной набор клещей для полосового и круглого материала (рис. 3—6) выпускается серийно, клещи для специальных работ кузнец делает себе сам. Кроме ручников, кувалд и клещей художественной ковки требуются также зубила, скругленные молотки для протягивания(рис. 7), бородки (рис. 8), подбойки для высадки и гладилки (рис. 9, 10).

Рис. 7. Молоток для протяжки, скругленный Рис. 8. БородкиРис. 8. Бородки Гладилка Рис. 11. Рессорно-пружинный молот фирмы «Аякс»
Рис. 7. Молоток для протяжки, скругленный  Рис. 8. Бородки  Рис. 9. Подбойка для ковки уступов
Рис. 10. Гладилка 
Рис. 11. Рессорно-пружинный молот фирмы «Аякс» 

Зубила делают двух типов: с тонким лезвием для горячей рубки, с более толстым для рубки холодного металла. Лезвия зубил для большей сохранности следует перед рубкой протирать тряпкой, смоченной в масле. В этом случае лезвие при ударе кувалдой не схватится с металлом, в то время как сухое лезвие обычно схватывается с металлом настолько крепко, что может выкрошиться. Все перечисленные виды инструмента делают двусторонними: верхняя часть более длинная и незакаленная, нижняя — короче и закалена. В крупных мастерских может быть установлен механический молот, так как он облегчает работу. Рессорно-пружинный молот, показанный на рис. 11, вполне достаточен для нужд художественной ковки. В больших кузницах иногда устанавливают пневматические молоты, а в случае необходимости больших усилий — молоты фрикционные. Впрочем для художественной ковки это оборудование обычно не используют.

Рис. 12. Острогранная оправка Рис. 12. Острогранная оправка  Рис. 17. Наконечник Рис. 17. Наконечник  Рис. 22. Шперак для гибки Рис. 22. Шперак для гибки 
Рис. 13. Оправка со скругленными ребрами Рис. 13. Оправка со скругленными ребрами  Обжимки верхние Рис. 18—19. Обжимки верхние  Рис. 23. Шперак Рис. 23. Шперак 
Рис. 14. Скругленная оправка Рис. 14. Скругленная оправка  Обжимки верхние   Рис. 24. Шперак для засечек Рис. 24. Шперак для засечек 
Рис. 15. Пробойная плита Рис. 15. Пробойная плита  Рис. 20. Обжимка нижняя Рис. 20. Обжимка нижняя  Рис. 25. Формовочная плита Рис. 25. Формовочная плита 
Рис. 16. Подсечка Рис. 16. Подсечка   Рис. 21. Подбойник для заклепок Рис. 21. Подбойник для заклепок Рис. 26. Гвоздильня Рис. 26. Гвоздильня 

Этот основной набор инструмента дополняют различные оправки (рис. 12–14) бойные плиты (кузнечные пробойницы, рис. 15), подсечки (рис.16), наконечники (рис.17) и обжимки (рис. 18–20). Этот инструмент кузнец-художник делает сам в зависимости от потребности. Не следует допускать отсутствия также шпераков, которых имеется несколько видов (рис. 22–24), все смогут пригодиться. Очень полезной может оказаться правильная плита, поверхность которой, а также как минимум две соседних грани не должны быть простроганы и образовывать между собой прямой угол. В мастерской должны быть также формовальная плита (форма) и гвоздильная (рис. 25, 26). Эти плиты укладывают в башмак, изготовленный из фасонного стального проката, или в деревянную подставку. Плиты в башмаке или подставке должны плотно сидеть, так как они обычно литые и под ударами кувалды могут треснуть. Рукоятки ручников, кувалд и другого инструмента для художественной ковки должны быть высокого качества во избежание возможных травм. Рукоятки должны быть изготовлены из доброкачественного дерева, лучше всего из граба или американского орехового дерева. Иногда рекомендуют для рукояток белую акацию, но после сушки она становится очень твердой и поэтому хрупкой.

Чеканы односторонние Чеканы односторонние Чеканы односторонние Чеканы односторонние Рис. 27—30. Чеканы односторонние  Рис. 42. Чекан для насечки Рис. 42. Чекан для насечки   Рис. 47. Чекан для складок Рис. 47. Чекан для складок  
Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Чеканы двусторонние Рис. 31—39. Чеканы двусторонние  Рис. 43. Чекан для насечки Рис. 43. Чекан для насечки   Рис. 48. Пестик выпуклый Рис. 48. Пестик выпуклый  
Рис. 40. Гладилка Рис. 40. Гладилка   Чеканы для складокЧеканы для складок Рис. 44—45. Чеканы для складок   Рис. 49. Пестик плоский Рис. 49. Пестик плоский  
Рис. 41. Чекан односторонний натяжной Рис. 41. Чекан односторонний натяжной   Рис. 46. Чекан бортовой Рис. 46. Чекан бортовой     

Для холодной обработки кузнец-художник должен иметь еще многие дополнительные инструменты. К ним относятся, например, инструменты для рифления (накатники), зернения, разгонки, а также различные инструменты для чеканки, в том числе чеканы (рис. 27—49). Их назначение описано в соответствующих разделах. Для тонких отделочных работ необходимо иметь комплекты различных напильников, шаберов, резцов и чеканочных штампов. В мастерской художественной ковки желательно иметь также все современные станки, облегчающие работу. Так как иногда отверстие в изделии быстрее просверлить, чем прошить, мастерская должна быть оборудована вертикально-сверлильным станком. Рычажные ножницы, которыми можно резать даже материал большой толщины, нужны в работе. Классическую горячую сварку используют в настоящее время очень редко. Поэтому в мастерской необходима установка для газовой сварки. Не помешает и электросварочный аппарат. Изделие художественной ковки должно быть искусно обработано, в нем должен всегда проявляться высокий уровень мастерства. Однако это не значит, что кузнец-художник должен придерживаться лишь приемов работы, перенятых у старых мастеров художественной ковки, и опиливать, например, сварной шов вручную напильником, а не использовать для этой цели высокооборотную бормашину, применение которой ускоряет работу в 20 раз. Мастерская художественной ковки должна быть оборудована не только полным набором традиционных инструментов, но и полным набором современных инструментов и станков, которые облегчают эту трудоемкую работу.

«Художественная ковка и слесарное искусство», Г.Семерак, К.Богман, 1982

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)