Контроль качества и техника безопасности при монтаже строительных конструкций

Контроль качества при монтаже строительных конструкций

Входной контроль. Проверяются:

- предыдущие работы (акт, исполнительная схема);
- качество конструкций;
- наличие паспортов на раствор, бетон;
- наличие сертификата на сталь металлоконструкций, а также на стальные детали и электроды;
- техника должна обеспечить заданную точность сборки;
- геодезические инструменты (поверки).

Операционный (технологический) контроль. В процессе всего монтажа контролируются:

- пространственное положение элемента (в плане, по высоте, по вертикали);
- надежность временного закрепления;
- качество выполнения рабочего стыка (см. ниже);
- технология замоноличивания стыков и швов конструкций.

Выходной (сдаточный) контроль. Предъявляются:

- исполнительная схема;
- паспорта на конструкции;
- акт о приемке конструкций в монтаж;
- паспорта на бетон, раствор;
- сертификат на стальные изделия и электроды;
- результаты испытаний кубиков бетона;
- журнал бетонных работ;
- копии дипломов сварщиков;
- результаты испытаний сварных швов (в отдельных случаях).

Контроль качества сварных швов. Качество сварных швов стальных конструкций проверяют внешним осмотром, просвечиванием, магнитографическим методом, ультразвуком, химической реакцией, керосином и вакуум-методом. Швы законченных сборкой резервуаров проверяют также гидравлическим способом (водой) или пневматическими испытаниями.

Внешним осмотром через лупу 5- или 10-кратного увеличения или невооруженным глазом определяют наружные дефекты сварных швов. Перед осмотром швы очищают от ржавчины, грязи и заусенцев. Обнаруженные дефекты отмечают мелом для исправления.

Просвечивание основано на способности рентгеновских или гамма- лучей проникать через толщу материала. С одной стороны на магнитных держателях закрепляют аппараты для просвечивания, а с другой стороны - чувствительную фотопленку. В местах шва, где имеются поры, шлаковые включения или непровар, на пленке образуются более темные пятна.

Просвечиванием, согласно СНиП, проверяют только часть швов-3... 10 %. При обнаружении дефекта количество проверяемых швов удваивают.

Ультразвук дает возможность обнаружить дефекты вследствие различного отражения направленного пучка высокочастотных звуковых колебаний от металла (сплошного сварного шва) и пустот в шве. Места контроля обильно покрывают маслом (автолом и др.) для обеспечения акустического контакта.

Керосином испытывают на плотность швы резервуаров, труб и других листовых конструкций. Используя его высокие проникающие свойства, можно обнаружить мельчайшие капиллярные отверстия. Для этого шов с одной стороны смазывают керосином, а с другой наблюдают за ним. Если через 4-8 минут на поверхности не будет обнаружено керосиновых пятен, значит шов достаточно плотен. Чтобы легче было обнаружить пятна керосина, рекомендуется сторону, не смазанную им, обмазать разведенным в воде мелом или каолином. Керосин образует на обмазке после высыхания желтые пятна в местах провара.

Техника безопасности при монтаже строительных конструкций

Перед началом монтажа у всей грузоподъемной техники (краны, стропы, траверсы) проверяется наличие отметки о прохождении ежегодных испытаний (и срок следующих испытаний).

На строительной площадке:

- обозначаются рабочие зоны кранов и опасные зоны;
- устанавливаются сигнальные надписи;
- подготавливаются площадки складирования конструкций, а также проезды для движения кранов;
- в отдельных опасных случаях (работа вблизи линий электропередач, действующих подземных коммуникаций, в условиях действующего цеха) оформляется наряд-допуск на прораба (мастера) для проведения работ, а также выделяется сопровождающий (наблюдатель) от владельца источника опасности;
- строповку элементов и руководство краном осуществляет специальный рабочий - стропальщик (удостоверение, красная повязка на рукаве) или бригадир;
- конструкция поднимается в два приема: на 20-30 см - проверка закрепления, затем - подъем;
- запрещена работа крана при ветре более 6 баллов (15 м/с);
- при перемещении конструкций монтажникам следует нахо-диться вне контура установки элемента со стороны «от крана»;
- во время подъема и перемещения конструкции ее следует удерживать растяжками от раскачивания. 

После окончания установки сборных элементов каждого этажа многоэтажных зданий устанавливаются временные ограждения - перила по периметру здания, а также по лестничным маршам и площадкам, шахтам лифтов и закрывают деревянными щитами неогражденные отверстия в перекрытиях.

При работе крана запрещается:

- совмещение работ в одной захватке на этажах по вертикали и пребывание людей в зоне перемещения конструкций и материалов краном;
- подтаскивать элемент при косом натяжении рабочих канатов или поворотом стрелы;
- отрывать элемент, примерзший к земле, засыпанный землей или мусором или заложенный другими конструкциями;
- перемещать грузы с находящимися на них людьми;
- находиться под перемещаемым грузом.

В процессе возведения зданий должна быть обеспечена устойчивость как отдельных смонтированных конструкций, так и частей здания и всего каркаса здания в целом. Монтаж каждого последующего яруса можно производить только после установки, проектного закрепления всех сборных и выполнения монолитных конструкций нижележащего яруса. Монтаж конструкций в пределах каждого яруса производят поэтапно в технологической последовательности, указанной в проекте. В процессе монтажа конструкций должны быть установлены и закреплены все монтажные связи. Монтажные связи снимают после окончания бетонирования стыков и достижения бетоном 70 %-й проектной прочности. При достижении этой же прочности снимаются кондукторы и другие приспособления, временно обеспечивающие устойчивость смонтированных конструкций. Особое внимание должно быть обращено на качество выполнения стыков. До замоноличивания стыков и узлов конструкций проверяют правильность всех несущих сварных соединений и составляют соответствующий акт.

Правила безопасности при эксплуатации электросварочного оборудования. Сварочные трансформаторы и аппараты устанавливают за пределами проходов и проездов. Сварочный кабель прокладывают так, чтобы не повредить его изоляцию. Длина провода между рубильником питающей сети и передвижным сварочным аппаратом не должна превышать 15 м.

До начала сварки проверяют исправность заземления корпуса электросварочного аппарата и свариваемых конструкций, изоляцию сварочных проводов и электродержателя.

Меры предосторожности при наложении швов. Электрическая дуга выделяет видимые и невидимые лучи, вредные для зрения, защитой от которых служат щитки или маски с темным стеклом (светофильтром). Маски и щитки должны полностью закрывать лицо сварщика, а светофильтры в них от брызг металла защищают обычным стеклом.

В зависимости от силы сварочного тока применяют стеклянные светофильтры темно-зеленого цвета. Такой цвет обеспечивает лучшую защиту глаз сварщика, как от ультрафиолетового, так и от инфракрасного излучения сварочной дуги.

Спецодежда и спецобувь защищают сварщика от брызг расплавленного металла. Брезентовую куртку и брюки он надевает навыпуск, ботинки плотно зашнуровывает, руки защищает рукавицами.

Запрещено выполнять электросварочные работы на открытом воздухе во время грозы, дождя или снегопада, при ветре силой 6 баллов и более. Во избежание пожара расстояние между рабочим местом сварщика и огнеопасными материалами должно быть не менее 5 м.

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер